РЖД-Партнер,
25 августа 2021 г.
Страховка бывает разная 563 просмотра
Определение условий страхования грузоперевозки требует от всех ее участников глубокого анализа потенциальных рисков. Один из ключевых параметров, который оценивают в рамках этого процесса, – вид транспорта, которым будет доставляться груз.
Прямая зависимость
Итоги рынка страхования 2020 года даже превзошли итоги 2019-го: рынок вырос на 3,9% против нулевой динамики годом ранее и перешагнул отметку в 1,5 трлн руб., подсчитали в «Эксперт РА». Текущий год также подтверждает позитивные прогнозы: объем страховых премий за I квартал 2021-го вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 460 млрд руб.
Однако в сегменте страхования имущества юридических лиц, включающем также страхование грузов, ситуация оказалась не столь радужной. В связи с пандемией в 2020 году рынок страхования грузов сократился на 7,8%. Тенденция сохранилась в I квартале 2021-го – зафиксировано снижение на 9,4% к аналогичному периоду 2020 года. Как отметили аналитики КПМГ, данный вид страхования характеризуется волатильностью сборов от года к году по причине разнообразия страхуемых рисков и наличия крупных контрактов на срок более одного года.
Если же смотреть на долгосрочные показатели, можно увидеть, что статистика, приводимая ЦБ РФ, показывает, что количество застрахованных грузов в России растет от года к году, уточнил учредитель и директор по стратегическому развитию логистической компании Nawinia Рустам Юлдашев. «Видится, что такой рост вызван требованиями рынка: все больше грузовладельцев и транспортных компаний понимают, что проще заплатить страховую премию и спать спокойно, чем нести риски, связанные с утратой или повреждением ценного груза», – подметил он.
Условия страхования грузов в значительной мере отличаются в зависимости от ряда критериев, в том числе и от вида транспорта, которым планируется перевозка. «Основные отличия заключаются в частоте и тяжести убытков. Это основные факторы, которые используют страховые компании для определения стоимости страхования», – отметил директор департамента страхования судов и грузов «Совкомбанк Страхование» Сергей Семенков.
Согласно условиям Incoterms, любой груз может быть застрахован независимо от характера перевозки. Как уточнила руководитель отдела мультимодальных перевозок «Канавара Групп» Юлия Иванова, основа договора страхования едина, но в зависимости от вида транспорта в нее могут быть внесены изменения. При этом каждый страховщик самостоятельно устанавливает условия страхования груза. Они зависят от вида транспорта и рисков, которые предусматриваются на том или ином транспорте. При этом учитывается: вид транспорта, тип груза, упаковки, маршрут следования, количество перегрузов на всем пути следования, вид трафика (например, внут ренние перевозки дешевле) и безопасность маршрута.
В зависимости от выбора транспорта страховые компании выделяют отдельные страховые риски. Руководитель отдела логистики ООО «Мультитранслогистик» Владимир Мясников добавил, что из-за разновидности вероятных рис ков на маршрутах компании и меняют ставку. Но это уже в большей мере зависит от договоренностей заказчика с самой компанией и условий страхового договора.
Авториски
Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что самый опасный вид перевозки – автомобильный. Наиболее распространены случаи аварий, хищений, угонов. Грузоперевозка, в которой задействован автотранспорт, вызывает большой интерес среди мошенников – к товару практически на всем пути следования есть доступ третьих лиц. Кроме того, при автомобильной перевозке есть риск потерять и груз, и транспорт.
В качестве основных рисков при перевозке автомобилем Ю. Иванова выделила влияние человеческого фактора, ДТП и неудовлетворительное техническое состояние транспорта. Кроме того, возможно механическое повреждение груза терминальными службами складов, его порча вследствие намокания или неправильной загрузки в транспортное средство. «Если водитель плохо готовит автомобиль к перевозке, если логист на складе не проверяет целостность бортов, тентов, то это увеличивает риски повреждения груза», – добавил директор по маркетингу компании «Умная логистика» Александр Плешивых.
Отдельно стоит отметить возможное опоздание на разгрузку. Обычно логисты транспортных компаний знают, сколько времени занимает перевозка по определенному маршруту. Но если не заложено дополнительное время, то из-за любого форс-мажора (пробка, авария) водитель может опоздать. Это ведет к штрафам и потере репутации у определенного грузо владельца.
Грузовладельцы и транспортные компании могут также столкнуться с различными схемами, которые используют злоумышленники. Как заметил А. Плешивых, самые часто встречающиеся из них – это кража через подставное лицо и кража по поддельным документам. При краже через подставное лицо мошенники нанимают реального водителя для перевозки, но заказчикам сообщают поддельный номер телефона водителя. Затем говорят водителю, что место разгрузки изменилось, и забирают оттуда груз. Заказчики звонят водителю по поддельному номеру, но дозвониться не могут.
При краже по поддельным документам злоумышленник – это водитель. «В одной компании при трудоустройстве водитель предъявил украденный пас порт. Год он работал без нареканий, получил доступ к высоколиквидным грузам и однажды похитил товар», – рассказал А. Плешивых.
«При страховании перевозки грузов автомобильным транспортом, в отличие от железнодорожного и водного, стоит уделить внимание возможности идентификации перевозчика, – советует сооснователь сервиса Биржагрузоперевозок.рф Евгений Остряков. – На железной дороге перевозчиком выступает ОАО «РЖД», это очевидно, перевозчика водным транспортом определить тоже возможно, а вот при перевозке автомобилем это сделать гораздо сложнее. Во-первых, из-за колоссального количества небольших собственников. Во-вторых, из-за отсутствия каких-либо инструментов проверки. Предположим, нужно перевезти груз из Екатеринбурга в Иркутск, а находитесь вы в Москве. Перевозчик присылает копии документов, но как определить их достоверность?»
Это как раз и приводит к тому, что при автомобильных перевозках часто реализуются риски кражи груза по поддельным документам. «Если произойдет подобная неприятность, с вероятностью 99% страховая компания не заплатит возмещение», – посетовал Е. Остряков. Поэтому важно выбирать ту страховую компанию, которая покрывает риски мошенничества (ст. 159 УК).
Страховые компании, разумеется, ведут внутреннюю статистику и знают о высоком риске перевозок автомобильным транспортом, что, несомненно, влияет и на предлагаемые страховые тарифы, и на условия самих договоров страхования. Зачастую для автоперевозок ставки будут выше.
Дешево и сердито
Железнодорожные перевозки в меньшей степени подвержены риску повреждений грузов, считает Р. Юлдашев, в том числе потому, что риск аварий минимальный, а грузы, отправляемые железной дорогой, чаще всего низколиквидные, то есть похищать их никто не собирается. Хотя при отправке дорогих грузов надежнее все же привлечь охрану или использовать охранные устройства (например, запорнопломбировочные). Также уменьшению риска способствует репутация железнодорожного перевозчика, который как монопольный игрок наиболее стабилен и мало подвержен изменчивости рынка.
«В целом перевозка грузов в контейнерах или универсальных вагонах более безопасна, чем аналогичная перевозка по автомобильным дорогам. Страховщики часто вспоминают в этом случае про две русские беды – дураков и плохие дороги. А одновременное влияние этих факторов зачастую приводит к катастрофическим результатам», – добавляет С. Семенков. Однако эксперт упоминает, что, с другой стороны, при перевозке на открытых платформах часто происходят убытки в связи с частичными кражами и вандализмом, так как, в отличие от автоперевозок, груз не сопровождается водителем, присутствие которого в большинстве случаев препятствует противоправным посягательствам в отношении груза.
«Перемещение имущества железнодорожным транспортом подвержено авариям в минимальной степени, – соглашается Ю. Иванова. – Да, бывают сходы подвижного состава с рельсов, задержки по причине погодных условий и ошибочных маневров, но намного реже, чем при автоперевозках».
В числе рисков при этом, по ее мнению, следует учитывать, что практически всегда есть доступ к грузу как у персонала, так порой и у случайных людей. Она также отметила, что иногда сложно получить от железной дороги акт о повреждении, гибели или порче груза. В процессе смены головы состава возможна потеря вагона, а в процессе перегруза возможно повреждение груза. Также следует всегда помнить про техническое состояние железнодорожного состава. При перевозке по железной дороге страховщики обращают внимание и на тип подвижного состава.
Что еще может случиться с грузом на железной дороге? Возможно повреждение груза в результате смещения грузовых мест в пути следования и при маневрах, утрата груза в результате схода с рельсов поезда, а также подмокание вследствие негерметичности контейнера или вагона.
При всем том очевидно, что железнодорожный транспорт с точки зрения рисков повреждения, кражи, порчи продуктов является одним из наименее рисковых, считает управляющий директор практики оптимизации Alvarez&Marsal Алексей Романенко. «Соответственно и стоимость страхования перевозки железнодорожным транспортом ниже, чем, например, автомобильным», – добавляет он.
Условно безопасные
Иногда говорят, что перевозка водным транспортом самая безопасная, но неприятности случаются и на воде. «В качестве рисков при этом выделяют пиратство, намокание, смыв груза, аварии и недостатки технического состояния судов – многие страховые прописывают в правилах, что возраст судна не должен быть более 20–25 лет», – рассказывает Ю. Иванова.
Перевозки по воде видятся одним из самых надежных видов перевозок Р. Юлдашеву. «По нашему опыту, повреждения чаще случаются в портах при погрузочно-разгрузочных работах, но не на самом судне. Основной риск при перевозках по воде – намокание груза при неблагоприятных погодных условиях. Такие риски, как нападение пиратов или кораблекрушения, наименее вероятны. Это также влияет на условия страхования», – говорит он.
Однако не стоит питать иллюзий. Так, в 2021 году одним из наиболее крупных происшествий стало перекрытие Суэцкого канала в результате посадки судна на мель, напомнил директор центра страхования транспортных рисков СК «Капитал-полис» Павел Евстратов. Ежедневно через Суэцкий канал проходят суда с нефтью и товарами общей стоимостью $10 млрд, и эта транспортная артерия оказалась заблокирована на неделю!
В том числе учитывая этот случай, эксперты склоняются к мнению, что самый безопасный способ доставки – авиаперевозка. «Считается, что страхование авиаперевозок является самым безубыточным направлением. Как правило, в этом случае использовано минимальное количество стыковок. Но так как авиадоставка еще и самый дорогой способ и груз отправляется дорогой, то полис страхования все равно оформляется», – пояснила Ю. Иванова. Среди учитываемых рисков выделяют происшествия при перегрузке, то есть механические повреждения груза терминальными службами аэропорта или склада, и аварии (падение самолета). В. Мясников добавил, что если используется довоз груза до аэропорта, вступают в силу все риски, актуальные для автомобильной перевозки.
«Условия каждой из компаний основываются на их статистике и рискаппетитах. В основном страховые компании предлагают одинаковое покрытие для всех видов перевозок. Убытки могут случиться с любым грузом вне зависимости от его ликвидности, маршрута перевозки или профессионализма логистических компаний», – сообщил С. Семенков. Он особенно отметил, что если посмотреть на статистику крупнейших происшествий прошедшего года, то большинство из них имели техногенный характер или катастрофический природный характер: взрыв в порту Бейрута, затонувший сухогруз, природные пожары и наводнения, приносящие миллиардные убытки транспортной инфраструктуре Европы и перевозимым грузам. А прямые и косвенные убытки грузовладельцев в результате коллапса в Суэцком канале до сих пор не посчитаны и, по оценкам страховщиков, превысят миллиард долларов.
Поэтому выбирать транспорт, исходя только из условий страхования, конечно, не стоит. Однако в спорных случаях этот фактор может сыграть свою роль, склонив чашу весов в пользу того или иного варианта. Поэтому так важно учитывать все тонкости страхования при перевозке каждым видом транспорта. Благо с развитием информационных технологий это стало проще: страхование, как и другие услуги, неизбежно переходит в онлайнформат – почти все страховые компании позволяют оформить полис на своих сайтах. Как уточнил А. Плешивых, некоторые идут дальше и зашивают свои услуги в IT-решения. Это позволяет быстрее и проще соотносить стоимость, условия страхования и риски.
Каждый страховщик самостоятельно устанавливает условия страхования груза. Они зависят от вида транспорта и рисков, которые предусматриваются на том или ином транспорте
Точка зрения
Рустам Юлдашев, учредитель и директор по стратегическому развитию логистической компании Nawinia – Условия страховых компаний отличаются в зависимости от целого ряда критериев: тип и стоимость груза, расстояние и маршрут перевозки и, конечно же, вид транспорта. Такие критерии вполне объяснимы, ведь цель страховой компании – снизить риски и вероятность выплаты, а вид транспорта для перевозки груза напрямую влияет на потенциальные угрозы, которым может быть подвержен груз, а значит, и на вероятность страхового события. Интересным будет отметить отличия российского рынка страхования грузов от европейского. У нас в страховании грузов в большей степени заинтересованы транспортные и экспедиторские компании, а в Европе – грузовладельцы. Вызван такой перекос законодательными отличиями. В России перевозчик (экспедитор) отвечает за груз по его полной стоимости, то есть в случае ЧП перевозчик выплатит грузовладельцу всю стоимость груза, в то время как в Европе ответственность перевозчика сильно ограниченна и определяется условными единицами за каждый килограмм веса груза.
Цитата
«Условия страхования грузов зависят от объема перевозок, географии, стоимости и ликвидности грузов. Криминально привлекательными грузами могут быть не только сигареты, алкоголь или оборудование. Сухое молоко и металл, например, одни из самых криминальных грузов, потому что их легче всего сбыть». - Евгений Остряков, сооснователь сервиса Биржагрузоперевозок.рф
Точка зрения
Владимир Мясников, руководитель отдела логистики ООО «Мультитранслогистик» – Обязательное страхование грузов регулируется либо в рамках законодательства страны, резидентом которой является экспедитор или перевозчик, либо страховкой перевозчика, например CMR-страхованием. Данную страховку можно сравнить со страховым полисом ОСАГО в РФ. Каждый раз при открытии страхового полиса мы заявляем маршрут, по которому будет двигаться груз, детально описываем предполагаемый сервис, например перегруз через транзитный склад, маркировку на консолидационном складе, тип транспорта и т. п. При этом и страховой, и перевозчику необходимо учесть все потенциальные риски. Несмотря на то, что есть ответственные перевозчики, которые продуманно покупают надежный страховой сервис в крупных надежных компаниях, мы чаще всего сталкиваемся с ситуацией, когда страховка есть, но, чтобы получить возмещение при страховом случае, придется столкнуться с массой проблем, собрать кучу документов и долго ждать решения страховой компании. Очень часто дело доходит и до суда.
Самый опасный вид перевозки – автомобильный
Условия каждой из компаний основываются на их статистике и риск-аппетитах. В основном страховые компании предлагают одинаковое покрытие для всех видов перевозок. Убытки могут случиться с любым грузом вне зависимости от его ликвидности, маршрута перевозки или профессионализма логистических компаний.
Юлия ЧЕРНЫШЕВСКАЯ
Вся пресса за 25 августа 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование грузов
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|